КУМИРЫ
Малинин пока что не встретил Малинина
Кого из певцов приглашать на День шахтера, вопрос непростой. Нужно угодить
самым разным возрастам и вкусам. На разрезе «Черниговский» (г. Березовский)
приняли мудрое и надежное решение: их гостем стал Александр Малинин. Не зря
он с 1997 года носит звание «Народный артист России», а в 1994-м в
Монте-Карло получил престижную международную премию «World Music Awards»
как лидер среди российских исполнителей по числу продаж своих записей.
Краткая биография Александра Малинина
Родился в 1958 году в Свердловске. Учился в студии эстрадного искусства при
Свердловской филармонии. Затем Уральский народный хор, ансамбль песни и
пляски Уральского военного округа. Прошел прослушивание в столичный
вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». Далее группы «Голубые
гитары», «Метроном», «Цветы» Стаса Намина. Сольная карьера началась в 1987
году с исполнения на рок-концерте в Лужниках двух народных песен «Черный
ворон» и «Ямщик, не гони лошадей». Дэвид Померанц (американский певец и
композитор) после участия Александра Малинина в записи его альбома
пригласил молодого певца в США для постоянного сотрудничества. Александр
ответил: «Если я в Юрмале ничего не выиграю, уеду в Америку насовсем.» Но
песни «Коррида», «Осторожно, двери закрываются», исполненные на
«Юрмале-88», сделали Малинина знаменитым на всю страну.
— На День шахтера вам ни разу не приходилось раньше приезжать?
— В шахтерских праздниках участвовал не раз — ездил в Воркуту, Инту. У меня
очень приятные впечатления остались от этих поездок. Понятно, что в силу
финансовых условий сейчас не всегда есть возможность пригласить такого
дорогого артиста, как я... Во всяком случае я очень рад, что приехал сюда и
разделю с вами этот праздник.
— Что в вашей творческой биографии есть такого, что до вас не делали?
— Жанр, которым я занимаюсь, всегда был представлен на высочайшем уровне.
Это великолепно делал Александр Вертинский, потрясающе делали Петр Лещенко,
Вадим Козин. Правда, я это делаю по-современному.
— Но они не делали это для такого количества народа.
— Вертинский, как только начала появляться аппаратура, микрофоны, начал
работать на большие аудитории — 8-9-тысячные стадионы. И всегда на него
были аншлаги. Другое дело, сегодня немного поменялось отношение к романсу.
В коммунистические времена он считался недобитым буржуазным жанром, не для
членов партии. Уже была перестройка, когда я вышел со своими песнями. В
коммунистические времена я работал в разных коллективах, и нам приходилось
защищать свою программу перед комиссией. Что-то они зарубали, но на
гастролях, естественно, несколько изменялся репертуар. Совсем-совсем
небольшая доля свободы была — мы боялись,
— Приезжая в шахтерский город, вы корректировали свой репертуар?
— Все зависит от площадки. Сейчас мы работаем на улице — делаем побольше
вещей номерных, с балетом; романсов не очень много. Но когда мой сольный
концерт, там “фифти-фифти” — наполовину романсы, наполовину номера.
— Сейчас модно стало участвовать в мюзиклах. Вам были предложения? Есть ли
у вас желание поучаствовать в этом жанре?
— Я человек гастрольный, я не могу поменять гастроли на 3-4 спектакля в
месяц и получать копейки. Мюзикл — конечно, мне интересен, с удовольствием
бы попробовал, но, к сожалению, я уже перешагнул через это.
— А кино?
— То, что мне предлагалось в сценариях, меня не устраивало. Например,
предлагали сыграть суперзвезду. Отечественную. Человек, написавший
сценарий, понятия не имел, как живет артист. Получилась полная чушь. Я
отказался.
— Александр, вы никогда не жалели об упущенном шансе уехать в Америку и там
строить свою карьеру?
— Ничего не упустил, ни о чем не жалею. Считаю, что у меня здесь все
состоялось. Вот если бы не получилось, тогда я бы уехал, потому что в то
время были предложения.
— Я вот почему спросил. В 98-м году вы сказали, что не все песни спели, не
со всеми музыкантами сыграли и вас еще не услышал весь мир. Амбиции немного
поугасли или по-прежнему такие же?
— Ни в коем случае у артиста не должны гаснуть амбиции. Тогда артист уже и
не артист. Всегда надо стремиться к самому высшему.
— В этом стремлении вы пытаетесь предложить что-то новым поколениям,
осваивать современную стилистику? Как Пугачева.
— Вы представляете, что произошло?! Она пытается освоить новые жанры, а ее
любят за старые песни. Когда она пытается петь новые песни, это смешно. Для
кого она это делает? Для молодежи? Молодежи это не надо, у них свои кумиры
подрастают, в которых они влюбляются, на которых делают ставку. А у Аллы
Борисовны уже все в этой жизни сделано. Она говорит: а я еще и вот так
могу. Ну, на здоровье. Но это все равно не будет лучше, чем “Руки вверх”.
— А вы для кого поете?
— У меня есть моя публика, моя аудитория, для которой я работаю. Я не
дергаюсь в контингент 12-14-летних. Потому что знаю, что их не завоюю. Я
уже в другой весовой категории нахожусь. Но уверен, когда они немного
подрастут, все придут ко мне. Сейчас у них много пара, его надо выпустить,
пока молоды. А потом духовный сосуд надо чем-то наполнять. А кто заполнит?
Алла Борисовна глупыми песнями “под молодежь”?
— ?..
— Я к примеру говорю, могу много других фамилий назвать. Она потрясающая
певица, потрясающая актриса. Понятно, она находится в творческом поиске —
это ей простительно. Все этим грешат.
Существует МузТВ, на которое многие мечтают попасть. А им говорят: нужен
определенный формат. “А у нас есть, сделаем”. И на модный “лупчик”
записывается дворовая вещь. Ну, попали в MTV — и что? Никакого результата,
молодежь-то не поперла на концерты. Лучше бы пели свой старый репертуар, в
стиле, в котором всегда были на самом высоком уровне. Начать петь для
молодежи — значит, потерять свою публику.
— Александр, вы уже начали приучать свою публику к строгому костюму,
бабочке, балам. И вдруг снова — кожаная косуха.
— Ну, почему только бабочка? А голые на балу у Воланда (в «Мастере и
Маргарите» у Булгакова. — Н.С.)?.. Есть разные формы. Может, я следующую
программу назову “Топтушка”. Народ придет и будет “топтаться”. Пока же я
ничего особо не меняю, остаюсь такой, какой я есть. Единственное, у меня
появляются красивые песни, но в них остаюсь верен своему жанру.
Тот репертуар, который я сделал 20 лет назад, он ведь до сих пор актуален,
до сих пор исполняется под гитару. Правда, у меня много технически сложных
песен, не всякий их сможет спеть. Наверное, потому, что я вокалист
настоящий и мне неинтересно петь песни в одну октаву, хочется показать свои
вокальные данные.
Сейчас я предлагаю своему сыну песню, которую я пел в семь лет и она тогда
мне очень нравилась. Я предложил ее немного освежить, сделать в современной
манере, но сохранить чистоту и искренность тех далеких лет, когда писали
песни просто великолепные. Сейчас, к сожалению, таких песен не поют. В
основном — на злобу дня. Даже используют ненормативную лексику. Я с
отвращением к этому отношусь.
— А между тем, с вами сегодня выступают те, кто близок к ненормативной
лексике. (Во втором отделении в Березовском выступала группа «Дискотека
«Авария». — Н.С.)
— Сцена — она одна, а приходят на нее разные люди. Но я вам скажу: и через
пять лет я по-прежнему буду выходить на сцену, а те ребята, которые были со
мной пять лет назад — их давно уже нет. Они — как пыж в патроне.
— Ваш сын сказал, что ваше творчество — отстой. А вы как к его творчеству
относитесь?
— Мой сын поменялся, немного подрос. Он уже задумывается, как дальше жить,
постигает жизненную философию... И приходит “к папе”.
— Александр, я поражен: вы играете в бильярд, охотитесь, рыбачите, у вас
четыре собаки, мотоцикл, детективы читаете. Когда успеваете репетировать?
— Все органично проходит в жизни. Я еду на мотоцикле и слушаю музыку. Играю
на бильярде и даю интервью.
— Ваши собаки все экзотические, а имена у них русские. Это значимо для
вас?
— Я же русский человек, и для меня очень важно сохранять традиции и
передавать их своим детям. Я не могу это назвать шовинизмом, это
патриотизм.
— Вы во взглядах консерватор и не меняете их так быстро, как некоторые. Вот
вы в 98-м году сказали, что входите в пятерку лучших певцов. С тех пор
появилось много исполнителей, которые близко к вашей нише находятся.
Басков, например...
— Он пытается на эстраде что-то сделать, но, знаете, нужно заниматься своим
делом. У него хорошо получаются арии, пусть он поет оперу. В попсе он,
конечно, смешон, совершенно не умеет петь на эстраде и глупо выглядит. С
его великолепными данными ему надо идти в классику. Там он гораздо больше
заработает, и к нему будут относиться серьезнее. На эстраде же он иногда
грешит под фанеру. Нельзя смешивать жанры. Я бы на его месте в классику
пошел.
— Вы собираетесь открыть студию романса. Скажите, вам в поле зрения
попадали музыканты, о которых могли бы сказать: вот он, который пойдет
дальше меня?
— Я не могу так сказать, потому что не проводил кастингов. Пока я не
акцентируюсь на этом. Ученики появятся, стопроцентно, как только я открою
студию и свистну (свистит. — Н.С.). Их будет много и мне придется отбирать.
И я попытаюсь передать им свое мастерство.
Я смотрел несколько конкурсов — “Славянский базар” в Витебске и фестиваль в
Юрмале, в котором недавно опять, уже в качестве гостя, принимал участие — и
был несколько разочарован. Я там не увидел Малинина. И это настораживает. В
свое время я уже задал планку определенную. И все, что ниже, уже
неинтересно. Ярче должен появиться певец или певица. Чтобы сказали: да,
этот еще наподдаст.
— Может, причина в том, что вы изначально почувствовали, что требуется
широким массам, а современные дебютанты больше внимания обращают на внешние
атрибуты?
— Так в этом и заключается понимание своей профессии. Я к началу карьеры
был готов к тому, чтобы удивить — мне уже было 30 лет. А чем может удивить
18-летний мальчик, который едва научился чисто интонировать, но не
понимает, о чем поет? Что меня очень огорчило, так это непонимание того,
что делают. Все честно проорали, но драть глотку — дело нехитрое. На
“Славянском базаре” не было певцов, были орущие, дикие кони. Вот это
огорчает. У нас нет настоящей школы. Сегодня все поставлено на коммерческую
основу. Душу вложить — не всем дано. Господь такой дар дает не каждому. А
бывает, у человека дар, но он работает слесарем в депо и не понимает своего
призвания. Знакомые удивляются: какой у тебя голос, ты мог бы такого-то
перепеть. И на этом все заканчивается. А надо, если чувствуешь в себе дар,
пробиваться. И таких людей замечают — шила в мешке не утаишь.
— Вы помните, когда в вашей жизни наступил переломный момент и вы поняли,
что вам нужно сделать, чтобы достичь успеха.
— Да. У меня было очень серьезное испытание в жизни. Я попал в аварию (это
было до Юрмалы. — Н.С.) и примерно год вообще не пел, потерял голос, был
весь надломленный, без денег, без квартиры, без работы, без здоровья и
раздумывал, что мне делать дальше. Случайно мне подарили Высоцкого, две
кассеты. Я начал их слушать и вдруг мне что-то открылось: я понял, что мне
нужно делать, как я должен петь, что я должен чувствовать. Так чаша, в
которую капают по капле, когда потом опрокидывается, заливает все вокруг.
Беседовал Николай Счетчиков.
Фото автора.
Автор выражает благодарность сотрудникам кемеровского телевидения,
участвовавшим в беседе.
>>>Далее
Тексты песен
Главная
Тексты песен
Пишите
|